ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

В Саудовской Аравии впервые пройдет неделя моды
Мероприятие состоится в Эр-Рияде с 26 по 31 марта и станет первым в истории королевства
Sony запустит онлайн-сервис заказа такси
Японский производитель электроники Sony Corporation анонсировал запуск приложения для вызова такси на базе искусственного интеллекта, который будет анализировать историю поездок, загруженность дорог, погодные условия и расписание городских мероприятий.
В Кремле рассказали о подготовке встречи Путина, Эрдогана и Роухани
Президенты России, Турции и Ирана Владимир Путин, Тайип Эрдоган и Хасан Роухани намерены провести встречу.
Стала известна дата послания Путина Федеральному собранию
Президент России Владимир Путин 1 марта огласит свое ежегодное послание Федеральному собранию. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на сопредседателя избирательного штаба Путина Александра Румянцева.

реклама



Рюрик

Рюрик (др.-исл. Rorik; около 830—879) — летописный варяг, основатель государственности Руси, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей.

 Летописная версия
Согласно «Повести временных лет», в 862 году посольство чуди, веси, словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, начавшимися после изгнания с их земель варягов, которым они раннее платили дань и которые, вероятно, властвовали на их землях, отправилось снова в землю варяжскую, чтобы найти нового князя, который мог бы положить конец этим раздорам.

Знаменитые слова послов — «Вся земля наша велика и обильна, а наряда [то есть централизованной власти] в ней нет. Мы хотим, чтобы вы пошли княжить и владеть нами» — пробудили в братьях Рюрике, Синеусе и Труворе желание принять власть над славянами.

Согласно «Повести временных лет», Рюрик стал княжить в землях ильменских словен, Синеус — между чудью и весью на Белоозере, а Трувор — в землях кривичей в Изборске. Точное место княжения Рюрика неизвестно. Чтение списков летописи разногласят: в одних написано, что он сел княжить в Новгороде, в других — Ладоге. По мнению историка Соловьёва С. М., наиболее вероятное и предпочтительное место княжения Рюрика — Ладога. Он объясняет это тем, что крепость находится недалеко от устья реки Волхов, где начинается торговый путь «из варяг в греки». Это позволило бы князю контролировать торговый путь и в то же время обезопасить свои земли от нападения других варягов. Через два года Синеус и Трувор умирают, и вся власть переходит в руки старшего Рюрика. При этом, читая летопись, можно заметить явное расширение подвластных Рюрику земель. Согласно «Повести временных лет», его власть простиралась уже на западно-двинских кривичей на юге и племена мери и мурома, которые, вероятно, были покорены Синеусом.

После начала своего княжения Рюрик раздал своим мужам города, при этом в летописи написано: «Раздая волости мужем своим и городы рубити». Политика Рюрика во многом была воинственная: в летописи даже сохранилось предание о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны его мужами, во главе которых был какой-то Вадим Храбрый (позднее сам Рюрик его казнит). Согласно одному из сохранившихся преданий, после смерти своих братьев Рюрик оставил Ладогу и сел княжить в Новгороде, который был основан им на реке Волхов. Но и после этого смуты не прекратились, и многие из его приближённых бежали в южные земли (например, Аскольд и Дир, осевшие в Киеве). В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего родственника Олега.

По сути летописная версия является мифом, в котором присутствуют черты исторической реальности. Поэтому в историографии сложились разные точки касательно летописной версии призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века была распространена теория о скандинавском или финском происхождения князя Рюрика (её придерживались Байер Т. З., Миллер Г. Ф., Шлёцер А. Л., Щербатов М. М., Погодин М. П.). Но уже в первой половине XIX века появляются первые предположения о ложности этой теории. Н. И. Костомаров открыто назвал рассказ о призвании князей басней и даже не включил в свою популярную «Историю в жизнеописаниях» ни одного деятеля языческого периода древнерусской истории, начав с князя Владимира.

 Происхождение Рюрика
Вокруг родоначальника династии существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Один из виднейших польских славистов Г. Ловмянский заметил: «Трудно поверить, что правящая династия в XІ ст. в Киеве не помнила деда или прадеда Владимира I». Правда, этот же историк, анализируя «Похвалу Владимиру» митрополита Илариона, который из предков князя вспомнил только Святослава и Игоря, отверг связь Рюрика с киевской династией. Этот вывод не выглядит убедительно — Рюрик не правил в Киеве, его преемник Олег, вероятно, был только регентом, который узурпировал власть, а кроме, того сам Иларион не ставил себе целью изложить полную генеалогию князя Владимира.

В настоящий момент существует две версии происхождения Рюрика.

1. Славянская теория. В ней взята за основу не сохранившаяся Иоакимовская летопись (достоверность которой ставилась под сомнение), на которую опирался Татищев, являющийся основоположником теории (хотя близкое по смыслу мнение, за двести лет до появления норманской теории, высказывал в своей работе «Записки о Московитах» и посол империи Габсбургов Герберштейн). По ней, Рюрик был родом из западных, так называемых, полабских славян, которые и назывались «варягами-русью». Современные сторонники этой теории отождествляют Рюрика с сыном бодричского князя Годслава (ум. 808). Существует записаное в конце XVIII века, французским собирателем фольклора, народное предание мекленбургских крестьян (бывших бодричей, к тому времени, практически полностью онемеченых) повествующее о том, что в IX в. из их земель далеко на восток, за море, ушел великий рыцарь по имени Рюрик, который вместе со своими братьями, избавил население далекой страны от власти тирана и стал местным королем. Данная легенда была опубликована в Париже в XVIII веке, в книге под названием «Собрание легенд Мекленбурга». Имя Рюрек, Ререк ранее было широко распространено, да и сейчас иногда встречается в Польше, Чехии и Словакии. А сами бодричи, или ободриты также назывались рарогами или ререками.

2. Норманская (скандинавская) теория. Исходя из того, что в летописях Рюрик назван варягом, норманисты пытались отождествить Рюрика с различными скандинавскими историческими личностями. Ф.Крузе высказал предположение, поддержанное А.Стендер-Петерсеном и др., но впоследствии вызвавшее и критику. Он предлагал отождествить Рюрика с известным датским викингом Рёриком (Рориком, Хрёриком) Ютландским, который в 826 г. получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде и в 855—862 участвовал в борьбе за королевскую власть в Дании. Он был двоюродным братом Гофреда (ум. после 855), короля Дании. Последний раз о его деятельности говорится под 873, а в 862 его лен был передан другому лицу. Главные доводы — схожесть имен (хотя имя Рёрик было достаточно распространённым в Дании и Швеции) и одновременность их деятельности.
Рюрик в современной историографии
Под сомнение в разное время ставилась и хронология этого рассказа, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и особенно — сама политическая идея «призвания варягов», иностранных властителей. В историографии XIX—XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне политизирован, заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей — это «антинаучная норманская теория», якобы утверждающая, что славяне не могли самостоятельно создать своё государство. Ныне эти крайности преодолены; предпосылки государственности у восточных славян никем не ставятся под сомнение, случаи приглашения иностранных правителей хорошо известны в Средневековье, а проблема происхождения правящей династии в принципе не имеет отношения к проблеме происхождения государства и политической культуры славян.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, история о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является несколько искаженной. Призвание варягов — русов, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В л?то 6370 изгнаша Вар?гы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соб? волод?ти»), для княжения некоторым историкам представляется маловероятным. Б. А. Рыбаков полагает, что один из варяжских набегов увенчался успехом, и предводитель норманской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. И. Я. Фроянов же считает, что в действительности имело место приглашение новгородцами варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик осуществил удачный государственный переворот в Новгороде, свергнув и убив словенского князя Вадима Храброго. Согласно составленной в XVI веке так называемой Никоновской летописи, в 864 г.

«оскорбишася Новгородци, глаголюще: яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».
И. Я. Фроянов считает этот отрывок указанием на узурпацию власти Рюриком. По мнению других историков, рассказ о Вадиме Храбром — позднейшая легенда.

С другой стороны, опираясь на многочисленные исторические, археологические, лингвистические источники историк В. В. Фомин доказывает, что переселение на территорию Северо-Западной Руси определенной части населения южнобалтийского побережья, занятого славянами, получило свое отражение в варяжской легенде при занесении в ПВЛ помещенной под 895, 862 и 882 годами.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку, археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной, что вполне соответствует версии Фроянова о Рюрике как о варяжском конунге. Д. С. Лихачёв полагает, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники
Точно не установлено, сколько у Рюрика было жен и детей. Летописи показывают только одного сына — Игоря. По Татищеву матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда, сестра Олега.

Скорее всего кроме Игоря у Рюрика были и другие дети от разных жен, поскольку в числе послов в Византию упомянуто два племянника Игоря — Игорь и Улеб (Глеб).